Правила проезда

Картинка: 

В СССР, еще с начала 60-х годах двадцатого века появилась система проезда в общественном транспорте, основанная на исключительном сознании пассажира. Система работала на всех видах наземного общественного транспорта: трамвай, троллейбус, автобус. Девизом данной системы стал лозунг: «Лучший контролер — совесть пассажира». Очень часто данный подход преподносился как один из триумфов коллективного социалистического строя над капиталистическим единоличием и «рвачеством». Абсолютным рекордом данной системы является продолжительность ее жизни – в некоторых городах - вплоть до распада Советского Союза.

С 1959 года в союзе в наземном транспорте крупных городов в салоне транспортного средства стали устанавливать кассы для обилечивания пассажиров на основе самообслуживания. Касса представляла собой небольшой металлический ящичек, на котором закреплялся прозрачный пластиковый короб с прорезью для денег. Сбоку от кассы крепился рулончик с проездными талонами. Пассажир, зайдя в транспорт, опускал требуемую сумму проезда (автобус – 5 копеек, троллейбус – 4, трамвай – 3 копейки) в прорезь и самостоятельно отматывал и отрывал необходимое количество билетиков. Прозрачный верх кассы позволял остальным пассажирам «проконтролировать» вошедшего. Этому также способствовала и наглядная агитация в виде лозунгов в салоне. Касса, естественно, сдачи выдать не могла и, поэтому, часто люди рассчитывались друг с другом, и последний в цепочке, оплачивал за всех и передавал талончики. Если же пассажир имел проездной – при входе в транспорт он демонстрировал его окружающим.
Даже среди высокоморальных и сознательных граждан союза, всегда находились те, кто норовил воспользоваться слишком легким и очевидным способом проехаться «зайцем». В основном, конечно, это были студенты и подростки. Одним из способов было бросить меньшую сумму в кассу. Особенно это «хорошо работало» когда в салон входила большая компания и, даже самый бдительный, наблюдатель не мог уследить, сколько людей вошло, и какая сумма упала в кассу. Одиночки же пытались закрыть собой кассу от остальных пассажиров, сымитировав вброс монеты и оторвав талончик.

Все это впоследствии привело к появлению автоматических касс, фиксирующих номиналы вбрасываемых монет, и выдающих соответственное количество билетов для чего нужно было провернуть специальную ручку. К недостаткам автоматических касс относилось несовершенство их механизма. Большинство студентов знало, что если стукнуть сзади по кассе и быстро повернуть ручку, то можно было получить билетик и «на халяву». Также при повороте ручки аппарат часто обрезал талон неправильно (верх одного билета и низ следующего) и если в салоне появлялся контролер – приходилось объясняться.

Автоматическим и ручным кассам с монетоприемниками на смену пришли компостеры, где по пробитой на талончике перфорации, контролер определял соответствие билета данному виду транспорта и маршруту.
В любом случае, применение такого способа оплаты проезда, даже сейчас, в наше время, выглядит очень прогрессивно и где-то даже по-европейски, вызывает определенную ностальгию, а по значимости сравнимо с появлением в СССР первых магазинов самообслуживания.

Комментарии

при такой лояльной системе контроля проезда наш советский общественный транспорт мог существовать.