Колумбия STS-61C

Дата события для отображения: 
12 января 1986
Изображение: 

12 января 1986 г. произведен запуск STS-61C — двадцать четвёртый космический полёт Спейс Шаттла, седьмой запуск Колумбии и последний успешный полёт перед гибелью Челленджера. Одной из задач экспедиции было выведение на орбиту американского спутника Satcom-K1. Кроме того, в качестве специалиста по полезной нагрузке летел американский конгрессмен Билл Нельсон. Корабль стартовал 12 января 1986 года из Космического центра Кеннеди в штате Флорида.

Экипаж

Командир: Роберт Гибсон (2)
Пилот: Чарльз Болден (1)
Специалист по программе полёта: Франклин Чанг-Диаз (1)
Специалист по программе полёта: Стивен Хоули (2)
Специалист по программе полёта: Джордж Нельсон (2)
Специалист по полезной нагрузке: Роберт Сенкер (1)
Специалист по полезной нагрузке: Билл Нельсон (1)

Параметры миссии

Масса:
Стартовая при запуске: 116 121 кг
Полезной нагрузки: 14 724 кг
Перигей: 331 км
Апогей: 338 км
Угол наклона: 28,5°
Период вращения: 91,2 мин

Командир корабля Гибсон, Роберт Ли

Роберт Ли Гибсон — астронавт НАСА. Совершил пять космических полётов: в качестве пилота на шаттле «Челленджер» — STS-41B (1984) и в качестве командира корабля на шаттлах: «Колумбия» — STS-61C (1986), «Атлантис» — STS-27 (1988), «Индевор» — STS-47 (1992), «Атлантис» — STS-71 (1995), капитан ВМС США.
Родился 30 октября 1946 года в городе Куперстоун, штат Нью-Йорк, но своим родным городом считает Лэйквуд, в Лонг-Бич, штат Калифорния. В 17 лет получил лицензию пилота-любителя. В 1964 году окончил среднюю школу в городе Хантингтон, штат Нью-Йорк. В 1966 году окончил Колледж графства (округа) Суффолк в штате Нью-Йорк, и получил диплом младшего специалиста по техническим наукам. В 1969 году окончил Политехнический университет штата Калифорния, и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.

Военная карьера

На службе в ВМС США с 1969 года. Прошел начальную летную подготовку на авиабазах Суфли Филд и Пенсакола во Флориде и авиабазе около города Меридиан в штате Миссисипи, служил на авиабазе Мирамар, около города Сан-Диего, Калифорния, летал на F-4 Phantom II. Прошел переподготовку на авиабазе Кингсвилл в Техасе. С апреля 1972 по сентябрь 1975 года служил в 111-й истребительной эскадрильи, принимал участие в операциях во Вьетнаме с борта авианосцев USS Coral Sea (CVA-43) и USS Enterprise (CVN-65). Окончил Школу по боевому применению истребителей ВМС «Топган», после чего служил пилотом-инструктором F-14A в 124-й истребительной эскадрильи. В июне 1977 года окончил Школу морских летчиков-испытателей ВМС США на авиабазе Патаксент-Ривер в штате Мэриленде. Имеет лицензию пилота транспортной авиации и многомоторных самолетов, имеет свидетельство на право полётов по приборам. В 1991 году установил мировой рекорд в категории «Высота горизонтального полета» для самолетов класса C1A, в 1994 году установил рекорд в категории «Скорость подъема на высоту 9000 км». Вышел в отставку в ноябре 1996 года в звании капитана ВМС США.

Космическая подготовка

16 января 1978 года зачислен в отряд астронавтов НАСА во время 8-го набора. Прошел курс Общекосмической подготовки (ОКП) и в августе 1979 года был зачислен в Отдел астронавтов в качестве пилота шаттла. С декабря 1992 по сентябрь 1994 года возглавлял Отдел астронавтов НАСА. В марте — ноябре 1996 года был заместителем директора Отдела летных экипажей.

Космические полёты

  • Первый полёт — STS-41B, шаттл «Челленджер». C 3 по 11 февраля 1984 года в качестве пилота. Продолжительность полёта составила 7 суток 23 часа 17 минут.
  • Второй полёт — STS-61C, шаттл «Колумбия». C 12 по 18 января 1986 года в качестве командира корабля. Продолжительность полёта составила 6 суток 2 часа 5 минут.
  • Третий полёт — STS-27, шаттл «Атлантис». Cо 2 по 6 декабря 1988 года в качестве командира корабля. Продолжительность полёта составила 4 суток 9 часов 6 минут.
  • Четвертый полёт — STS-47, шаттл «Индевор». C 12 по 20 сентября 1992 года в качестве командира корабля. Продолжительность полёта составила 7 суток 22 часа 31 минуту.
  • Пятый полёт — STS-71, шаттл «Атлантис». C 27 июня по 7 июля 1995 года в качестве командира корабля. Продолжительность полёта составила 9 суток 19 часов 23 минуты.

Общая продолжительность полётов в космос — 36 дней 4 часа 23 минуты. Ушел из отряда астронавтов в ноябре 1996 года.

После полётов

Затем служил в Директорате испытаний самолетов ударной авиации в Летно-испытательном центре ВМС, занимался испытаниями и аттестацией самолетов F-14A. Ушел в отставку в ноябре 1996 года. С декабря 1996 года занимается частным бизнесом. Является членом совета директоров компании «Space Adventures». В 2010 году, при содействии Академии «Образцы Аэронавтики», создал организацию «Национальные аэромодели США», назвал своим именем. Основная идея — увеличить интерес среди молодых людей и поощрить их интерес к авиации, создавая летающие образцы с радиоуправлением. Гибсон заявил, что его интерес к пилотируемым полетам и его карьера как летчика-испытателя и астронавта сподвиг его к производству модельных самолетов для молодых людей. Гибсон остается энергичным образцовым человеком, увлеченным своим хобби, по сообщениям, строит экспериментальную летающую радиоуправляемую версию самолета с вертикальным взлетом и посадкой «Convair XFY Pogo».

Награды

Награжден: Международная авиационная федерация: Медаль Льюиса Блириота (1991 and 2004), Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина Международной авиационной федерации, Премия от Небрасского университета в Омахе, Медаль «За отличную службу» (США), Крест лётных заслуг (США), Воздушная медаль (США) (трижды), Медаль за службу национальной обороне (США) (дважды), Медаль «За службу во Вьетнаме», Медаль вьетнамской кампании, Медали «За космический полёт», его имя внесено в Зал славы астронавтов (2003).