Sarah Brightman

Мужчины почему-то считают, что если женщина красива, то ей кроме этого вроде как ничего и не нужно. Но если бы не было на свете женщин, соединяющих красоту, талант, ум и работоспособность в гармоничном союзе, мир потерял бы многих изумительных артисток, «звезд» театра, кино, музыкального искусства. Тогда мужчинам некому было бы рукоплескать, внимать с замиранием сердца, дарить миллионы алых роз и посвящать иные сумасбродства, некого было бы называть «идеалом», не с кем было бы сравнить реальную подругу жизни… Нам, женщинам, слава Богу, достает ума, чтобы убедить находящегося рядом мужчину в своей красоте. А что касается таланта – то иногда в пироге с клубникой его не меньше, чем в песне. И все же свет далеких и прекрасных «звезд» действует завораживающе, заставляя забыть о повседневности и унестись мечтой в сказочное далёко.
Одна из таких «звезд» – Сара Брайтмэн, талантливая певица, обладательница чарующего лирического сопрано, сумевшая соединить в собственном творчестве две свои страсти – поп-музыку и «классику». Сара упорно шла к своему успеху, достигая на каждом этапе замечательных результатов. Сегодня, она настоящая триумфантка. Сколько-сколько? – спросите вы, взглянув на фотографии этой юной девы со струящимися черными волосами, чистым лбом и огромными выразительными зелеными глазами, в которых – ожидание какого-то чуда и… обещание наслаждения. Да, Сара не скрывает своего возраста, как и того, что не собирается останавливаться на достигнутых успехах. Ее пример – другим наука: надо всегда желать большего, даже когда твой муж (бывший муж) – сам Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber).
Свой успех г-жа Брайтмэн объясняет просто: «Я много работаю». Уже ребёнком Сара (родилась 14 августа 1960 года в Беркхампстеде, Англия) была не такой, как другие дети. Она твердо знала, что хочет добиться успеха на сцене, и потому у нее не было ни свободного времени, ни выходных. Но тогда девочку больше привлекали танцы: после уроков в обычной школе она ежедневно отправлялась в школу балетную, а вставать приходилось очень рано, чтобы успеть выполнить домашние задания. Маленькая мисс Брайтмэн с одинаковым интересом слушала и рок 60-х, который любили ее родители, и музыку Чайковского, под которую приходилось делать упражнения у станка. В 12 лет Сара впервые выступила на сцене (в постановке Джона Шлезингера). В 14 она начала петь, а в 18 получила известность как солистка лондонской поп-группы Hot Gossip, прославившейся своим хитом «Starship Trooper».
Однако после этого успеха в творческой деятельности Сары наступил полуторогодовой перерыв. Увидев объявление о том, что для постановки мюзикла «Кошки» (премьера – 1981) набирается труппа, Сара отправилась на прослушивание. Она получила не только роль кошки Джемимы, но также руку и сердце маститого композитора: очарованный способностями и зелеными глазами молодой прелестницы, Эндрю Ллойд Уэббер, к тому времени автор знаменитой рок-оперы «Jesus Christ – Superstar», мюзиклов «Эвита», «Cats», «Tell Me On Sanday», сделал Саре предложение. Для того, чтобы жениться на ней, Эндрю пришлось развестись со своей первой женой, тоже Сарой (Хагилл), от которой у Уэббера было двое детей. Сара, впрочем, также не была свободна, будучи уже обремененной семейными узами с неким Эндрю (!) Грэхэмом-Стюартом. 22 марта 1984 года Эндрю Ллойд и Сара сочетались законным браком, и именно к этому дню была приурочена премьера очередного мюзикла Уэббера «Starlight Express».
Она была его музой, а он – Пигмалионом, выпорхнув из-под скульпторских рук которого, певунья-Галатея стала настоящей «звездой». Под руководством Эндрю Сара начала заниматься классическим вокалом, формировать свой музыкальный вкус. В уэбберовском «Реквиеме» (1985), где Сара пела вместе с Пласидо Доминго (Placido Domingo), ее нежное, ангельское сопрано заставляло сердца слушателей трепетать (особенно популярна часть под названием «Pie Jesu»). За эту работу Сара получила премию Grammy в номинации «Best New Classical Artist». А в триллер-мюзикле «Phantom Of The Opera» (премьера – 1986) Сара исполнила партию Кристины, причем после постановки этого спектакля на Бродвее (1988) певица вновь удостоилась высокой награды – премии «Drama Desk Award». Данная роль особенно удалась Саре – созданная Уэббером специально для своей жены, она в какой-то мере отражала ее судьбу: главная героиня, певица Кристина, по сюжету начинала простой хористкой, и, благодаря покровительству влюбленного в нее таинственного и могущественного Призрака Оперы, становилась оперной примадонной. Мурашки ужаса бегали по спинам слушателей во время знаменитого эффектного дуэта, который Сара в разных вариантах постановки исполняла с Майклом Кроуфордом (Michael Crawford) и Стивом Харли (Steve Harley). Певица участвовала в работе над следующим мюзиклом Эндрю, «Aspects Of Love», а также в ряде других произведений Уэббера.
В конце 80-х Брайтмэн записала также три самостоятельных работы: «The Trees They Grow So High» (цикл обработок народных песен, выполненных английским композитором Бриттеном), «The Songs That Got Away» (коллекция малоизвестных песен из мюзиклов Бернстайна, Шварца, Лессера и др.) и «As I Came Of Age» (первая попытка сделать поп-ориентированный альбом). Талант Сары расцветал, публика и критика начали воспринимать ее как самостоятельную творческую личность, а не просто как жену маэстро. Но, вероятно, все же не амбиции Сары послужили причиной того, что в 1990 году союз двух знаменитостей распался. Многие, впрочем, до сих пор уверены, что их отношения были чистой фикцией, рекламным трюком, призванным усилить внимание публики к собственным персонам. Как бы то ни было, Сара не побоялась начать самостоятельную жизнь, отправившись для этого в далекую Америку. Там, пробуя работать с различными продюсерами и издателями, она услышала музыку Enigma, которая очень понравилась ей своим сочетанием поп-, эмбиент- и классических элементов. Узнав, что над первым альбомом Enigma работал немецкий композитор, продюсер и аранжировщик Фрэнк Питерсон (Frank Peterson), Сара не поленилась поехать в Германию, чтобы познакомиться с ним, и эта встреча оказалась для нее судьбоносной. Фрэнк, в активе которого также сотрудничество с Сандрой (Sandra), Марки Марком (Markie Mark), Алексом Кристенсеном (Alex Kristensen), Офрой Хаза (Ofra Hasa), Gregorian, Bravo All Stars и др., стал ее творческим партнером и близким другом. Тем не менее, в 90-е Брайтмэн участвовала в различных акциях и шоу, посвященных деятельности Уэббера, включая концерт в честь 50-летия композитора (1998), записала диск – коллекцию из произведений маэстро «Surrender» (1995); она не перестает исполнять его вещи в своих сольных концертах. «Между мной и Эндрю нет чувства напряженности. Мы очень хорошие друзья. Иногда даже обедаем вместе», – говорит она о своих сегодняшних отношениях с экс-супругом.
Первой крупной работой Сары в сотрудничестве с Питерсоном стал концептуальный диск «Dive» (1993), посвященный морской тематике; среди композиций альбома особенно выделялась кавер-версия рок-хита «Solty Dog» (Procol Harum). Становлению сольной карьеры Сары немало способствовали творческие альянсы и с другими знаменитостями мужского пола, которые вились вокруг прекрасной мисс Брайтмэн, как пчелы вокруг того самого пирога с клубникой. В 1992 году с Хосе Каррерасом (Jose Carreras) она спела «Friends For Life» («Amigos Para Siempre» по-испански), официальную песню Олимпиады в Барселоне. А в 1996 году огромную популярность получили два ее дуэта с альбома «Fly»: «Something In The Air» c Томом Джонсом (Tom Jones) и, в особенности, («Time To Say Goodbye» с Андреа Бочелли (Andrea Bocelli). Последний в виде сингла был продан тиражом более 10 миллионов копий! Успех этой композиции подсказал Саре, поначалу сделавшей ставку на ритмичный easy-pop с элементами эмбиента и new age, что ее путь – это путь синтеза поп-музыки и «классики». Ведь Сара одинаково хорошо владела и искусством bel canto, и поп-манерой пения (более плоской и открытой). Правда, во втором варианте ее голос несколько напоминал ту же Сандру, в то время как как в своем «классическом» качестве Сара не знала равных на эстраде. И тогда артистка решила обратиться к творчеству великих мастеров, представив свои любимые сочинения в эмбиент-поп-аранжировке и предложив аудитории музыку в большей степени для души, чем тела. С альбома «Timeless» (1997), в котором прозвучали обработки произведений Моцарта, Пуччини, Каталани, Родригеса и Орфа, началось ее триумфальное шествие как героини классик-попа, почитаемой и поклонниками академической традиции, и приверженцами «легкого слушания» (любители рока также были весьма удовлетворены кавер-версией песни Queen «Who Wants To Live Forever»).
Два последних альбома Сары – Eden (1998) и La Luna (2000) – безусловно, самые удачные работы певицы. Ее сопрано, легкое, льющееся, мечтательное, звучит даже лучше, чем в «эпоху Уэббера». Что ж, голос – это самозатачивающийся инструмент, который от постоянного использования становится только совершеннее. В Eden обволакивающие симфо-электронные аранжировки подчеркивают неземную чувственность вокала Сары. После того, как утихает заключительное оркестровое фортиссимо «Nessun Dorma» глубоко почитаемого ею Пуччини, невольно ждешь, что вот-вот обрушится шквал аплодисментов, с галерки полетят на сцену алые розы, и зал взовется: «Браво, Сара, бис!»… С шедевром Пуччини соперничает мелодраматическая «My Heart Will Go On» Д. Хорнера, известная в исполнении Селин Дион (Celine Dion). Из этой композиции Сара решила сделать настоящую оперную арию, спев ее под аккомпанемент оркестра на итальянском языке (использованы стихи Микеланджело). Совершенно естественно сменяют друг друга григорианские хоралы и фолковые мелодии, композиции «по мотивам» Альбинони и Генделя, адаптации творений авторитетных кинокомпозиторов Энио Морриконе (Ennio Morricone) и Габриэля Яреда (Gabriel Yared), а также – уже по традиции – шедевры рока (кавер-версия «Dust In The Wind» группы Kansas). А в альбоме La Luna отечественного слушателя ждет настоящий сюрприз – романс С. Рахманинова на стихи Г. Галиной «Здесь хорошо», который Сара (когда-то побывавшая в Москве и выступавшая в зале Чайковского) исполняет на русском языке! Конечно, не совсем чистом, но все же понятном (для тех, кто не понял, в буклете специально напечатан текст). Как и раньше, на диске есть и обработки народных мелодий («Scarborough Fair»), и задумчивые мотивы Морриконе, и сочинения Питерсона, но «классика» здесь превыше всего – Бетховен, Рахманинов, Гендель, Дворжак (которому, собственно, и принадлежит песня «La Luna») припадают к руке прекрасной дамы. Роскошный симфонический оркестр и хор уплывают по волнам нашей памяти…
Та музыка, которую сегодня дарит своим поклонникам Сара – это музыка для утонченного времяпрепровождения и релаксации, она приобщает нас к высокой «классике», пусть даже адаптированной для массового вкуса. Конечно, Брайтмэн не единственная исполнительница, работающая сегодня в жанре «классик-поп», но благодаря своим выдающимся данным она занимает в нем единственное и неповторимое место. Для своих слушателей Сара – снизошедший на землю ангел музыки, чарующая лунная дева с зелеными глазами, в которых таится многообещающее ожидание чуда. Для Сары избранный ею путь – ежедневный труд, позволяющий наиболее полно воплотить свои возможности и замыслы. Г-жа Брайтмэн – не только певица, активно работающая на сцене, но и со-продюсер своих последних работ, автор некоторых песенных текстов, исполнительница на клавишных, драматическая актриса. «Работа – вот что определяет мою личность. Она дает мне возможность чувствовать себя сильной, свободной, защищенной, для меня это то же самое, что для других женщин – брак, дети или общественная жизнь». И пусть мужчины не говорят, что красивой женщине больше ничего не нужно. Красота внутренняя не менее важна, чем красота внешняя. Возвышенный полет души не прервешь. Свет далеких и прекрасных «звезд» не угаснет.

Прослушать музыку