СЛУШАТЬ ЖИВОЕ РАДИО 80-х

КУЛЬТУРА

"Оттепель" дала импульс творческим поискам.

Советская культура стала более открытой по отношению к мировой и отечественной культуре. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии. Официально провозглашенные идеалы и цели не вдохновляли население страны и люди искали истинные ценности. Ярко заявили о себе: Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Б. Можаев, В. Белов, Е. Носов, А. Тарковский, Э. Неизвестный, К. Муратова, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев, О. Целков, В. Некрасов, Н. Коржавин, В.Высоцкий.

Духовные поиски 70-х годов привели к осмыслению культурного наследия прошлого. Постепенно начала восстанавливаться преемственность в культуре. Вырос интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. Многие произведения были экранизированы. Возрос поток посетителей картинных галерей, выставок старых мастеров. Громадными тиражами вышли Библиотека иностранной литературы и Библиотека литературы для детей. Книга стала дефицитом, подписка не удовлетворяла книжную аудиторию России. Широкое распространение получил культурный туризм. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. Возрождались фольклорные ансамбли, художественные промыслы, народные обряды. Население довольно активно стало посещать храмы. Началось некоторое движение по возвращению в страну литературы русского зарубежья, в том числе и философии. Но бесконечные запреты, идеологический контроль, проработки и компромиссы заставляли художников приспосабливаться. Все это калечило людей, терялась вера в свои силы, способствовало росту серых произведений, фильмов. В этих условиях ряд художников возродили "самиздат", наладили выпуск литературно- художественного альманаха "Метрополь" (1978 г.). В нем приняли участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев и другие авторы. За эту самодеятельность авторы стали преследоваться, их перестали печатать, исключали из творческих союзов. После начала преследования некоторые художники уехали из СССР: Тарковский, И. Бродский, Ю. Любимов, Н. Каржавин, А. Галич, В. Некрасов, А. Солженицын, С. Давлатов и др. Творческая интеллигенция работала "в стол" или результаты их работы идеологические комиссии складывали "на полку" или, в лучшем случае, в запасники музеев. Но вычеркнутые произведения продолжали жить в "самиздате", иногда печатались за границей, расходились в ксерокопиях, фото- и кинопленках.

В 70-е годы четко обозначились два пласта культуры - официальный и неофициальный. Развитие научно- технической революции способствовало сохранению и тиражированию многих непризнанных официальными властями идей, тем и форм искусства, многообразию творчества. Неофициальная культура очень сильно распространялась (пример В. Высоцкого).

Исследование процессов художественного творчества 60-80-х свидетельствует, что гуманистические традиции русской литературы и искусства стали возрождаться с "оттепели" и не были прерваны в последующие десятилетия.

С началом "перестройки" резко возрос интерес к публицистике, возрождается плакат, кинодокументалистика, студийное движение. Другой важной особенностью было возвращение произведений "забытых" писателей: Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, В. Набокова, М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына, В. Гроссмана. Регулярно стали организовываться и проходить художественные выставки произведений П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М. Нестерова и др.

В культуру были возвращены произведения композиторов А. Шнитке, М. Ростроповича и других композиторов и музыкантов современности.

В целом отношение к культуре со стороны властей стало меняться. Об этом свидетельствовали уважение к инакомыслию, плюрализм мнений и взглядов, широкое празднование 1000-летия принятия Христианства на Руси. Перестройка способствовала отмене ограничений на информацию из-за рубежа, расширению личных контактов, восстановлению связей с русским зарубежьем, интенсификации культурного обмена.